понедельник, 8 февраля 2010 г.

Бертольд Брехт и Нина Хаген.





Бертольд Брехт - один из величайших немецких драматургов, основатель эпического театра и настоящий борец за правду. А нашему блогу он интересен ещё и как предтеча панк-музыки. «Зонги»(с немецкого – «песни») из его «Трёхгрошевой оперы» были наполнены революционными лозунгами и исполнялись маргинально-плебейскими персонажами. Мало того, создаётся впечатления, что брехтовские указания актёрам взяты на вооружения всеми панк–исполнителями и соблюдаются ими слово в слово: «Репетируя, лучше всего пользоваться не словами текста, а ходячими, вульгарными оборотами,выражающими примерно то же самое, но развязным, обиходным языком. Что касается мелодии, то ей не нужно следовать слепо: существует манера говорить, вопреки музыке, дающая подчас очень большой эффект.Секрет этого эффекта - упорная, не считающаяся с музыкой и ритмом, неподкупная трезвость. Если же речь актера входит в русло мелодии, это должно восприниматься как событие. Чтобы подчеркнуть это, актер может намеренно не скрывать от публики удовольствия, доставляемого ему мелодией. Актер только выиграет, если во время его пения публике будут видны музыканты или если ему разрешат проделать некоторые приготовления к пению на глазах у зрителя (скажем,подвинуть стул, нарочно подгримироваться и т. п.). Особенно важно в пении, чтобы "показывающий показывал себя".»

В качестве примера такого «зонга» приводим ироничную балладу о несправедливости нашего бренного мира.

БАЛЛАДА О ПРИЯТНОЙ ЖИЗНИ

Твердят, что на земле всего прекрасней
Жизнь мудреца, что пустота в желудке
И холод в доме - это предрассудки.
Оставьте про себя такие басни!
Кто хочет жизнью тешиться простой,
Пусть тешится. Увольте лишь меня.
Нигде, нигде на свете даже дня
Нельзя прожить на пище на такой.
Одной свободе разве будешь рад?
Лишь тот живет приятно, кто богат.

Судьбе наперекор, с задором странным
Борцы плюют на страх и на оглядку.
Они публично режут правду-матку,
Чтоб только нервы щекотать мещанам.
Подтягивая брюки на ходу,
Усталый, злой, борец бредет домой,
Ложится спать с холодною женой
И ждет наград в трехтысячном году.
Не разжиреешь от таких наград.
Лишь тот живет приятно, кто богат!

И я хотел великим быть не в меру,
И я стремился бедным быть и чистым,
Но, присмотревшись к сим идеалистам,
Сказал себе: "Не следуй их примеру!
Ты мудр и чист. Но как несчастен ты.
Ты смел и гол. Но свет тебе не мил.
Ты мудрым, чистым, смелым, голым был.
Теперь с тебя довольно чистоты.
Забудь о ней и жизни будешь рад:
Лишь тот живет приятно, кто богат!

Как о продолжательнице дела Брехта часто говорят о Нине Хаген, называют её и «матерью панка». В 1999 году она даже целиком спела «Трёхгрошёвую оперу», что в которой раз доказало её верность эстетике «зонгов». Да что тут говорить, если Нина, по её словам, занимается «изменением сознания людей и установлением мира на планете». Точно такие же цели ставил перед собой и Бертольд Брехт, рисуя картины бесчеловечного человечества в своих произведениях.

Nina Hagen - Auf'm Bahnhof Zoo
Nina Hagen - Cosmo Shiva
Nina Hagen - Iki Maska
Nina Hagen - Smack Jack
Nina Hagen -African Reggae