среда, 3 февраля 2010 г.

William Onyeabor




В русской поэзии тема Африки наиболее ярко, пожалуй, проявляется...нет не у руссоэфиопа Александра Пушкина, а у Николая Гумилёва. После нескольких посещений чёрный материк остался в мироощущении поэта неким раем, пусть и забытым богом. Вот, например, как в этом отрывке:

Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору,
В Африку, как прежде, как тогда,
Лечь под царственную сикомору
И не подниматься никогда.

Бархатом меня покроет вечер,
А луна оденет в серебро,
И быть может не припомнит ветер,
Что когда-то я служил в бюро.

("Вероятно, в жизни предыдущей...")

или здесь:

Садовод всемогущего Бога
В серебрящейся мантии крыльев
Сотворил отражение рая:
Он раскинул тенистые рощи
Прихотливых мимоз и акаций,
Расселил по холмам баобабы,
В галереях лесов, где прохладно
И светло, как в дорическом храме,
Он провёл многоводные реки
И в могучем порыве восторга
Создал тихое озеро Чад.
("Судан")

Впрочем, в сборнике "Шатёр" вы найдёте ещё немало стихотворений Гумилёва, благодаря которым очевидно,что поэт был поражён первобытной африканской красотой. Приобщается через эту поэзию к ней и читатель. Слушатель же может почуствовать этот безудержный дух в музыке настоящего тёмного-тёмного сына этого континента, нигерийца William Onyeabor.

William Onyeabor - Atomic Bomb (1978)

Potpourrisalon



ДАМЫ И ГОСПОДА, первую встречу в нашем салоне хочется начать с отрывка из романа Бориса Виана "Пена дней",в котором синестезия писателя обретает весьма забавные формы. Музыку, предлагаемую ниже, стоит скачать немедленно и затем употреблять во время чтения.

Led Zeppelin - Winter Sun
Galt MacDermot - Come away death
Guido & Maurizio De Angelis - Goodbye My Friend

"- Не хочешь ли аперитив? -- спросил Колен. -- Мой
пианоктейль готов, можешь его опробовать.
- Он работает? -- спросил Шик.
- Отменно. Наладил я его с трудом, но результат превзошел все мои ожидания. Сыграв "Black and Tan Fantasy", я получил смесь поистине ошеломляющую.
- Каков твой принцип? -- спросил Шик.
- Каждой ноте, -- ответил Колен, - я поставил в соответствие какой-нибудь крепкий напиток, жидкость или ароматическое вещество. Сильная педаль соответствует взбитому
яйцу, слабая - льду. Для сельтерской нужна трель в высоком регистре. Количество пропорционально длительности: на учетверенную восьмую приходится шестнадцатая часть единицы, на четверть - единица, на целую ноту - четыре единицы. Когда играется медленный мотив, в действие приводится регистровая система - с тем чтобы не порция увеличивалась - коктейля получилось бы слишком много, - а возрастала крепость напитка. Кроме того, в зависимости от длительности пьесы можно при желании изменять значение единицы, например, уменьшить его в сто раз - с тем чтобы получить напиток, вобравший в себя все гармонии, достигается это побочной регулировкой.
- Как сложно, - сказал Шик.
- Все управляется электрическими контактами и реле. Не буду вдаваться в детали, ты все в принципе знаешь. К тому же и на самом фортепьяно действительно можно играть.
- Замечательно, -- сказал Шик.
- Единственная неприятность, - сказал Колен, -- сильная педаль для сбивания яиц. Надо было сделать специальную систему сцепления, потому что, когда играешь пассаж слишком "hot", в коктейль попадают кусочки яичницы и его трудно глотать. Я это
усовершенствую. Пока же приходится быть внимательным. При нижнем соль получаются сливки.
- Я сделаю себе коктейль из "Loveless Love", - сказал Шик. - Это будет потрясно.
- Пока что он в мастерской, под которую я отвел чулан, - сказал Колен, - ведь предохранительные плиты еще не привинчены. Так что пошли туда. Я настрою его на два коктейля граммов по двести, для начала.
Шик сел за пианино. В конце пьесы часть панели перед ним с сухим стуком откинулась, и появилась шеренга стаканов. Два из них были наполнены до краев аппетитной бурдой.
- Я было испугался, - сказал Колен. - В один момент ты взял фальшивую ноту. К счастью, ты остался в той же тональности.
- Что, и гармония учитывается? - спросил Шик.
- Не полностью, - сказал Колен. -- Это было бы слишком сложно. Но взаимосвязь некоторая есть. Пей, и пойдем к столу."